ОБЖАЛОВАНИЕ ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ
15 апреля 2024
Автор: Андрей Спирин - руководитель Образовательной платформы для бизнеса
Не редко у предпринимателя, выступающего участником государственных и муниципальных закупок, может возникнуть необходимость защиты своих интересов. Инструментом защиты интересов поставщика может выступить возможность подачи обращения в Федеральную антимонопольную службу (далее — ФАС), а чаще всего, именно обжалование действий заказчика или оператора электронной площадки, на которой такая закупка проходит.
Использование такой возможности является безоговорочным правом любого участника закупки или поставщика, вне зависимости от того, есть ли для этого объективные причины, или предпринимателю только «кажется», что его права и интересы нарушены.
Контрактная система, с учетом стремления к повсеместной цифровизации, предусматривает специальный порядок подачи таких обращений в ФАС, а именно через Единую информационную систему в сфере закупок (далее — ЕИС). Функционирует такой порядок именно для электронных процедур, коими являются все конкурентные виды и «закупка с полки» в соответствии с ч.12 ст.93 44-ФЗ.
Закон позволяет обжаловать любые действия или бездействие заказчика, но только в случае, если были нарушены права и интересы самого предпринимателя. А для того, чтобы они были нарушенными, необходимо быть участником закупки. Существует практика, согласно которой, даже при поданной заявке и ее несоответствии по п.1 ч.1 ст.31 или ч.2 ст.31, отклоненный участник не может быть подателем жалобы.
Выдержка из Письма ФАС России от 29.12.2023 №МШ/112518/23
«Права и законные интересы участника закупки, не обладающего соответствующей Специальной правоспособностью, не могут быть нарушены действиями (бездействием) субъекта контроля при осуществлении закупки, для участия в которой в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо наличие Специальной правоспособности.»
Если же жалоба подается на закупку с установлением дополнительных требований, например, п.33 ПП РФ № 2571 — поставка продуктов питания, то и подателю жалобы необходимо обладать документами, подтверждающими соответствующий опыт.
Если же участник хочет обжаловать итоги оценки заявок на участие в следствие осуществления конкурса в электронной форме, то обращаться следует сразу в судебные органы. Этот вопрос неподконтролен ФАС. В особенности указанное правило касается неценовых критериев оценки, таких как, характеристики товара, расходы на эксплуатацию, квалификация участника.
Подать жалобу возможно в течение всего срока осуществления закупки, начиная с публикации заказчиком извещения и заканчивая пятью календарными днями с даты публикации протокола подведения итогов.
В отношении именно положений извещения и прикрепленных документов можно пожаловаться только в течение срока подачи заявок. Для подачи такого обращения не обязательно быть участником закупки. При этом ФАС принимает к рассмотрению только одну жалобу от одного подателя, следовательно, рекомендуется пользоваться функционалом направления заказчику запросов на разъяснения. О том, как с ними работать мы рассказали в одной из прошлых статей.
Если споры возникли в отношении контракта, подать жалобу может победитель или уклонившийся от заключения контракта участник, до даты заключения сторонами контракта. Обратите внимание, что направить жалобу необходимо до подписания контракта победителем, не нарушая общие сроки, установленные законом.
Общие рекомендации при направлении обращения в ФАС
Для начала, всегда необходимо убедиться, что основание для направления жалобы является таковым в реальности.
Не редко участники направляют жалобы, не разобравшись до конца в вопросе, как следствие пустая трата собственного времени и времени заказчика на осуществление закупки. Например, если кажется, что заказчик неправомерно отклонил заявку на участие, то лучше проверить причину отклонения в протоколе заказчика, ее применение в Законе, а также сличить непосредственно с данными своей организации. Ошибки, как заказчиков, так и поставщиков, не редко совершаются по причине простой невнимательности.
В случае уверенности в своих доводах, рекомендуется быть твердым в своих решениях.
Может быть так, что спорный вопрос между заказчиком и участником закупки (поставщиком) досрочно улажен сторонами. Как следствие, подателем жалоба отзывается, но в случае повторных споров, на то же самое нарушение контрольный орган жалобу не рассмотрит. Стоит знать, что даже отозванная жалоба является основанием для проведения внеплановой проверки.
Очень важно идти до конца в защите своих интересов.
При рассмотрении дел Комиссия ФАС руководствуется не только «сухим» изучением содержания жалобы, но и доводами сторон по тем или иным вопросам. Практика показывает, что достаточно часто податели жалоб не появляются на заседаниях ФАС по рассмотрению жалобы. Но во многих случаях для обоснованности жалобы не хватает именно доводов участника закупки (поставщика). Тем более, что повсеместная цифровизация оказала влияние и на этот процесс — поучаствовать в заседании Комиссии ФАС можно в полностью дистанционном режиме.
Надеемся, что прояснили некоторые сложные вопросы взаимодействия участников контрактной системы, но на практике применять полученные знания Вам не придется.
Делитесь своим впечатлением об участии в закупках, а также задавайте вопросы в нашем чате для представителей бизнеса Тендер-драйв.
Услуги дополнительного профессионального образования оказывает ООО «РТС-Академия» (лицензия № 040845) - партнер электронных площадок РТС-тендер, OTC.ru и В2В-Сenter
ИНН 9718036602, КПП 773001001, ОГРН 5167746354111, адрес: г.Москва, Набережная Тараса Шевченко, дом 23А, этаж 24, пом. 39
Телефон: 8 800 555-85-19, +7 495 532-85-19 доб.: 7313